Юлик сегодня ноту протеста заявила, что не пишу про шею..
Придётся нАчать..
.
Писать думаю немного в общих понятиях, при вопросах - уточнения.. Так как много взаимосвязанных на разных уровнях и направлениях изменений и воздействий..
Про травмы также не пишу..
Предрасположенность к шейным проблемам может быть буквально с момента родов... Во время родов сначала (при головном предлежании) прорезывается головка. Для того, чтобы вывести плечики ребёнка, акушеры начинают манипуляции с головкой и вполне могут травмировать шейный отдел и более вероятно на уровне кранио-вертебрального перехода.. Если травма небольшая, то ребёнок благодаря огромным восстановительным способностям адаптируется... Если организм не смог полностью приспособиться, то первые неприятные проявления (боли, головокружение) могут появиться при появлении достаточной нагрузки на шейный отдел - начало учёбы в школе.. К счастью это бывает нечасто..
Кроме того предрасположенностью являются и некоторые анатомические особенности.. Центр тяжести головы несколько смещён вперёд и для того, чтобы держать голову, должны быть несколько напряжены подзатылочные мышцы - мышцы стабилизаторы положения головы в пространстве... В современном мире нагрузка на эти мышцы начинается с первого класса в школе и компьютера, планшетов дома и продолжается в институте, офисе, за рулём и так далее.. Если мышцы напряжены , даже не сильно, но достаточно длительное время, то после снятия нагрузки они расслабляются не на сто процентов, а немножко меньше. В сухожильно мышечной части мышцы остаётся небольшой участочек напряжения и застоя... Со временем этот участочек напряжения и застойные явления в нём (нарушение микроциркуляции) увеличиваются - у мышце организуется участок стойкого напряжения, спазма, укорочения.. Более всего подобные проявления заметные на наиболее подвижном уровне - С0-С1-С2... Позвонок С1 "подтягивается" к черепу, ограничивая сгибание-разгибание головы.. Запомним. Но это только один из несколькох факторов.. Все мы помним, как обычно сидит и пишет тот же первоклассник... Левый локоть на столе, плечо левое приподнято и выше правого, а правое наоборот немного опущено.. И, главное, голова обычно немного наклонена набок... Это положение обычно фиксируется с годами... А с мышцами шеи происходят стойкие изменения.. Достаточно сложно описать, потому что заинтересованных мышц очень много, в разных сочетаниях и степени выраженности изменений.. Напишу в общих чертах и наиболее типичные ситуации.. При осмотре пациента уже в "институтском" возрасте.:.Левое плечо приподнято, напряжение трапециевидной мышцы в нижних (чаще) и также в верхних (пореже) участках.. Напряжение лестничных мышц слева более средней и задней и вертикальных и горизонтальных (нижних) пучков... Не исключено конечно и напряжение передней лестничной мышцы.. Справа обычно более заметное напряжение в передней и средней лестничных мышцах... Частенько заинтересована и грудино-ключично-сосцевидная (кивательная)..
На кранио-вертебральном уровне получается очень интересная ситуация... Первый позвонок "подтягивается" сзади к черепу .. Кроме того обычно он "подтягиевается" к голове и сбоку (значительно чаще справа, вспомните посадку ученика за столом) напряжённой латеральной прямой мышцей головы и передней прямой мышцей головы.. Напряжение есть и любимых многими косых мышц головы , но если буду писать и про это, то ещё больше запутаю...
Дело в том что увиденная ситуация далеко не окончательная, а потихоньку развивается далее... и всё зависит от того, на каком этапе развития процесса мы видим пациента..
Напряжённые и укороченные подзатылочные (и не только они, не пишу для упрощения) "запрокидывают" голову назад, блокируя движение в суставах головы и сдавливая всё проходящее в этом регионе.. Пытаясь выправить ситуацию, организм начинает подключать мышцы по передней поверхности шеи..
НЕ знаю, может я зря взялся... получается очень много и не очень внятно... Но "впереди" начинаются ещё те "шахматы"..
.. Как общественность оценит, так далее поступлю..