1. Функциональной (в смысле работающей, подвижной) единицей позвоночника, является Позвоночный Двигательный Сегмент (ПДС), состоящий из двух позвонков (кости), межпозвонкового диска (хрящ), связок и мышц их удерживающих и их двигающих.
2. ПДС - это первично напряженная структура. Т.е. всё, что внутри (диск)-раздвигает позвонки, а всё, что снаружи - стягивает (связки и мышцы) позвонки, чтобы они не развалились.
3. Межпозвонковый диск устроен как подушка двигателяв BMW. Подушкаэтой современной машины – резино - маслянная, внутри несжимаемое масло, а снаружи плотная резина, чтобы масло не утекло. Но организм полностью мы не научились повторять. Масло в подушку нельзя добавить, а пульпозное ядро диска (оно-то и есть жидкое), получает постоянную подпитку, но не через сосуды-трубочки (они будут пережаты подвижным и мягким хрящом), а диффузно через прилегающие к диску поверхности позвонков (их называют замыкательными пластинками).
Диффузия определяется осмотическим давлением пульпозного ядра. Чем выше осмотическое давление, тем больше жидкости тянет на себя ядро, тем больше его стремление к округлой форме шарика. Шарика по своим размерам превышающего высоту хряща его удерживающего. Этот хрящ, вторая часть межпозвонкого диска, его задача удержание "шарика" пульпозного ядра от вытекания в стороны и направление увеличения размеров шарика вверх и вниз, по оси позвоночника.
Именно поэтому проснувшись утром, мы на 2-3 см выше, чем вечером. Именно поэтому вопрос не в том, что бы вырасти на 2см. к утру, а что бы осталось к вечеру. Пульпозное ядро, неотягощённое нашим весом набирается жидкости и раздвигает позвонки на ту высоту (степень свободы), которую дают связки и мышцы, именно под давлением нашего веса и того веса, что мы берём на себя дополнительно в течение дня, пульпозное ядро теряет жидкость, и мы становимся ниже ростом. Именно поэтому с возрастом, когда пульпозное ядро теряет свою способность набирать жидкость (или вернее ему перестают давать жидкость), мы уменьшаемся на 5-12 см роста. У нас 22 диска с высотой от 0,5 см до 1 см, в норме. Отнимите от каждого по половинке, вот и получите те самые 10 см, на которые мы стали или станем меньше.
4. Почему пульпозное ядро не дополучает жидкости.
Ходим, сидим, прыгаем, таскаем, да просто с гравитацией боремся и делаем ещё многое, что создает нагрузки на опорные площадки, а они, для того чтобы пропускать жидкость, сделаны из пенобетона. Отвечая на наши требования по увеличенным нагрузкам, организм уплотняет опорные поверхности (замыкательные пластинки), до уровня бетона (железнит-из стройотрядовской практики). Это всё формирование остеохондроза.
5. Не получая жидкостной подкормки, жидкое пульпозное ядро уменьшается (усыхает), прежде всего по вертикальной оси, т.к. именно по ней гравитация действует и нагрузка перераспределяется с несжимаемо пульпозного ядра, на сжимаемое хрящевое фиброзное кольцо. Именно оно вначале выпячивается (протрузия), а потом и лопается с выдавливанием остатков пульпозного ядра (пролапс).
Кстати, если при хорошем состоянии пульпозного ядра прыгнуть с дерева, да и на твёрдое, да и не согнуть колени, то ядро проломит опорную поверхность и сформирует Грыжу Шморя, или опять же разорвёт фиброзное кольцо и сформирует пролапс, даже при отсутствии значительного остеохондроза.
6. Организм предусмотрел возможность естественного (возрастного) ухудшения питания межпозвонкового диска, сделал его размером 10 мм. А межпозвонковое отверстие 15 мм, а нерв из него выходящий 3 мм.
Таким образом, если даже полностью высохнет ядро, и хрящ уплощиться до 0, что не возможно, то в межпозвонковом отверстии останется свободными 5мм в которых будет вольготно 3-х мм нерву. В этом особенность естественного высыхания, ядро и диск усыхает как бы в себя (ядро быстрее диска).
А при неестественном (что гораздо чаще) возникает несоответствие, ядро ещё упругое и есть ещё чему выдавливаться, а кольцо уже ослаблено перегрузками. И при выдавливании грыжи, она то и заполняет те мм, что определяют свободу нерва. Тут вступает в действие индивидуальность, у кого и сколько мм межпозвонковое отверстие, у кого и сколько мм осталось от диска, куда направилась грыжа (есть места поуже и посвободнее). Именно поэтому решающим при определении необходимости операции, является не размер грыжи, а состояние пациента. Но, всё же, предел допуска существует, при размерах 6-8 мм грыжа почти всегда достаёт до нерва, и приходиться задумываться об операции.
7. Размер грыжи это не только остатки диска и пульпозного ядра, как правило, это и реакция на процесс в виде воспаления, воспаление это всегда отёк. Поэтому в острой фазе основную часть грыжи составляет отёк, поэтому так часто помогают противовоспалительные средства, поэтому первым делом их и назначают в поликлинике, поэтому при уходе воспаления и отёка размеры грыжи быстро уменьшаются, но не до ноля, а с прибавлением 1-2 мм при каждом новом обострении (хотя можно и сразу много выдавить).
8. Так как диск уменьшился и каждое движение вызывает боль, то мышцы вокруг ПДС сокращаются и не дают двигаться позвонкам, формируя защитный блок. А если он защитный, то делать мануальную терапию и устранять его нельзя, хуже станет.
9. После устранения воспаления (1-2 недели), для того чтобы ПДС не двигались всегда, на месте разрыва идет первичный процесс фиброзирования (формируется шрам), в сроки до 1 года. Так как нагрузки высоки, наш разумный организм уплотняет место повреждения ещё больше - склерозирует, в сроки 1-5 лет, а потом и кальцифицирует (костенеет), 5-10 лет.
ИТАК, делаем выводы:
Между позвонками лежат хрящевые диски, которые как подушка двигателя в машине раздвигает позвонки, обеспечивает связь позвонков и амортизацию.
Вот эти хрящи полопались, и позвонки сели друг на друга (как двигатель на раму).
Можно ли ездить на такой машине. Конечно можно, но только надо учитывать эту особенность и не газовать сильно, не тормозить резко, плавно проходить повороты. И тогда на этой машине можно ездить, и ездить, и ездить…
Как правильно самому эксплуатировать машину, подробно написано в различных методических руководствах, но кое-что придется делать и у мастера.
Старайтесь пару раз в год приезжать на тех обслуживание и лучше не тогда, когда машина встала, а тогда, когда необходима профилактика. 3-4 раза в год по 1-3 раза.