Уважаемые господа!
Я очень признателен, что откликнулись на мой вопрос. Вопрос, как и следовало ожидать, надо рассматривать в более широкой плоскости. Чего не хотелось бы, так это, чтобы мой вопрос рассматривался, как претензия на личный счет. Более того, я с большим уважением отношусь той работе, которую вы делаете (нет ничего лучше, чем помогать людям обретать уверенность) А советы Доктора Ступина (читаю на этом форуме) мне во многом помогли понять свою спину, и, кстати, наиболее пересекаются с внутренними ощущениями и личными убеждениями.
Тот случай, что описал Д. Ступин полностью укладывается в понятие страхования рисков. В этом смысл работы страховых компаний, а коллега Д. Ступина просто взял их функции на себя. И даже, если это назвать маркетингом, то это красивый маркетинг, и я бы назвал гуманный (всегда приятней расставаться с деньгами, когда понимаешь, что цель достигнута)
Те правила, о которых говорит уважаемый Игорь Зинчук, укладываются в нормы морали, а это основа развития долгосрочного бизнеса— уважай свого клиента.
Я за то, чтобы у нас развивалась и нормальная страховая медицина, и возрастала высокая нравственность врачей. Возможно развитие того и другого отчасти решит многие проблемы в российской медицине. Многие, но не все.
Попытаюсь высказать свою точку зрения. Обозначенной проблемы я на этом форуме не решу, но если какая-то часть врачей со мной согласиться, мне будет приятно— значит правильной дорогой идем, товарищи)
На мой взгляд, сегодня наблюдается значительное несоответствие построенной системы качества и текущего уровня медицины и технологий в ней применяемых. Под качеством я подразумеваю именно наличие системы качества, той самой, которая позволила появиться таким мощным корпорациям, как Sony и General Electric, той самой которая позволила запускать пилотируемые экипажи в космос, той самой, которая (пардон, может этот пример ближе) позволила ставить пломбы, которые не выпадают на следующий день, как это было в приснопамятные времена. Можно назвать это международно признанными стандартами ИСО 9000, которые постепенно приживаются в России, или новомодной системой качество «Шесть сигм» (Motorola, General Electric, Du Pont, Citibank, Federal Express и т.д.)- неважно. Главное в том, чтобы медицинский менеджмент наконец-то начал внедрять международные стандарты качества, как в производстве товаров, так и при оказании услуг. Если нет международных, то надо создавать свои.
Для примера позволю себе процитировать некоторые принципы, хоть той же ИСО9000.
Концептуальной основой ИСО 9000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Для обеспечения правильного управления процессами, организации взаимодействия между процессами в сети, ИСО 9000 предполагает, что у каждого процесса должен быть "владелец" - лицо, несущее ответственность за данный процесс. Этот "владелец" должен обеспечивать однозначное понимание всеми участниками процесса их ответственности и полномочий, должен организовывать взаимодействие при решении проблем, охватывающих несколько функциональных подразделений предприятия.
Базовые принципы построения систем менеджмента качества, систем сертификации и систем аккредитации образуют единый, взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс. Этот комплекс образован 3-мя основными компонентами и отношениями между ними:
• Ответственностью поставщика за качество продукции;
• Доказательностью качества со стороны поставщика продукции;
• Доверием между участниками экономической деятельности
Именно эти принципы позволяют нам приходить в магазин или аптеку и покупать товары не боясь отравиться или, вообще, не проснуться на следующий день; покупать мобильный телефон или автомобиль, не обращаясь за рекомендациями к коллегам- что, в каком магазине или салоне купить, чтобы не возвращать на следующий день.
Да человек, гораздо более многофакторная модель, чем кость или зуб. Но это та же система, пусть и биологическая, к тому же саморегулируемая (в зависимости от наличия тех или иных системных процессов в организме). Компьютер или автомобиль — не менее многофакторные модели. Попробуйте посчитать сколько деталей и процессов было задействовано при изготовлении — получите почти модель человека (по крайней мере искусственный разум уже почти создали). Все дело в том, что при изготовлении компьютера вероятность ошибки в каждом процессе или узле сводиться к ничтожным процентам (а в концепции философии качества — к нулю!). И неважно, в каком настроении придет слесарь на завод BMW, и где этот завод будет построен (в России или Германии)— результат будет ОДИН и ТОТ ЖЕ.
Согласен, медицина – прикладная наука, но сейчас медицина плотно сращивается с фундаментальными науками. Именно это позволяет делать операции на глазах с вероятностью неудач менее 0,01%. В свое время и химия относилась к разряду «прикладных», и вообще, называлась алхимией. А сегодня это точная наука, благодаря которой мы покупаем те же таблетки (заметьте- не российские, а если российские, то не сложнее активированного угля), не боясь с ними «отойти на тот свет».
Проблема не в том, что существует «третья заинтересованная сторона, которая живет по своим законам и функционирует по своим правилам и возможностям». Человек, во всех его проявлениях существует практически во всех бизнес-процессах в той или иной степени. Аргументы сложности в понимании тех или иных процессов приводили всегда во все времена.
Проблема в том, что в России, и не только в медицине, очень медленно приживаются стандарты качества - просто в медицине (и почему-то, в части остеопатии:rolleyes: ) это наиболее заметно). Правда: компьютеры у нас импортные (про сборку сами знаете — российская и потому без комментариев), машины — тоже, плитку в квартиру — и то импортную предпочитаем. А вот позвоночник— он наш, и никуда не деться.
Более того, медицина во всем мире очень долго чуралась точных наук. Да сейчас, мои знакомые из первого меда «шарахаются, как черт от ладана», когда я упоминаю математические или технические термины
. Рано или поздно такие вещи, как сертификация, аккредитация, контроль, ответственность, доверие (причем не как этические нормы, а как экономические — теория качества Деминга Э.), и прочие вещи связанные с СИСТЕМОЙ качества дойдут и до медицинского менеджмента.
Конечно, стоимость услуг в медицине возрастет, но экономически такая медицина будет выгодней клиентам— ведь покупаем же мы иномарки, хотя бы они и дороже российского автопрома. Кроме того, в начале я также высказал, что уповаю на скорейшее развитие страховой медицины (имея ввиду частный сектор)
А пока, также как и в советские времена мы искали в каком магазине лучше сметана, так и сейчас, придется выбирать какая кушетка и чьи руки принесут меньше вреда, а больше пользы.